?

Log in

No account? Create an account
 

Статья публикуется по просьбе автора: В мае 2007 года на на… - Ukraine-Israel Community

About Статья публикуется по просьбе автора: В мае 2007 года на на…

Previous Entry 31 липень 2009 @ 13:35 Next Entry
Статья публикуется по просьбе автора:

В мае 2007 года на на различных информационных сайтах, в т. ч. на интернет-ресурсе «Zaxid.net» впервые появилась информация о планах Львовской городской администрации построить на ул. И. Фёдорова гостиничный комплекс c подземным паркингом. Эта улица до 1871 г. называлась Еврейской и находится в бывшем еврейском квартале. Еврейский квартал Львова известен с 1383 г. Он является одним из наиболее древних в Восточной Европе. В годы ІІ-ой мировой войны старинный еврейский район сильно пострадал. В 1941-1943 гг. были сровняны с землёй 3 исторические синагоги этого квартала, описанные во всех известных архитектурных справочниках: «Золотая Роза» (с 1582 г.), бейт мидраш (1798 г.), Большая городская синагога (1800 г.). После убийства всех жителей Еврейской улицы, некоторые старинные дома, не будучи заселёнными, пришли в аварийное состояние и были разобраны ещё в годы немецкой оккупации Львова. Таким образом, на плотно застроенной со времён средневековья улице появились свободные земельные делянки.

Именно на них, в историческом районе XIV-ХVIII-го веков, и собираются возводить новые современные гостиницы. Сроки уже поджимают, т. к. гостиничный комплекс необходимо сдать в эксплуатацию до 2012 г., к открытию чемпионата Европы по футболу, игры которого, якобы, состоятся и во Львове. Активные строительные работы, интенсивное движение болшегрузых автомобилей в этой части города способны привести к оседанию грунтов и разрушению последних исторических зданий этой улицы: №№ 20, 27, 28, 30, 31. Дом №28, известный с 1580 г., в связи с нахождением в нём древнейшей иешивы Восточной Европы, уже обрушился в результате умышленного поджога. Таковы методы, предпринимаемые местными властями, для расчистки места под запланированное строительство. Громада гостиницы с подземным паркингом, возведённая одновременно на 5 земельных участках, способна подавить ещё существующие здания данного квартала. Даже во времена «советского тотолитаризма» коммунистические руководители не позволяли себе подобного, т. к. понимали, что в районе средневековой застройки, который в конце 1960-ых гг. получил статус архитектурного заповедника, строить нельзя. В ХХI-ом веке, в независимой Украине, Львовская городская администрация готова уничтожить древнейший еврейский квартал, ради проведения нескольких футбольных матчей чемпионата Европы. Подобные действия украинских властей в полной мере отображают их отношение к сохранению еврейского исторического наследия.

Так было не всегда. В период «бархатной» революции (1987-1991 гг.) некоторые украинские лидеры: Ирина Калинец, Богдан Горынь, Михайло Косив в своих выступлениях перед еврейской общественностью в положительном контексте упоминали о проблемах сохранения памятников еврейской материальной культуры. Руководители Народного руха Украины, желая преодолеть «антисемитский» стереотип, исторически закрепившийся за украинским национальным движением, начали проводить политику протекционизма по отношению к еврейским организациям. Эта политика осуществлялась в двух направлениях: возвращении бывших зданий синагог, и в содействии сооружению памятников на местах массовых захоронений времён ІІ-ой мировой войны. Не смотря на то, что реакция украинской общественности, особенно радикально-националистических организаций, на эти события была не всегда однозначной, в начале 1990-ых гг. еврейским общинам были переданы здания синагог в городах: Дрогобыч, Ивано-Франковск, Коломыя, Львов, Ровно. В 1992 г. первый президент Украины Леонид Кравчук издал Указ о возвращении культового имущества, используемого не по назначению.

С началом процесса приватизации в Украине, так называемая политика «протекционизма» претерпела эволюцию от постепенного охлаждения до откровенной враждебности. Требования еврейских организаций Украины возвратить принадлежащюю им ранее собственность привели к острому противоречию интересов и росту антисемитских настроений. Переломным моментом в негативном отношении львовских властей к сохранению еврейского исторического наследия стала история с продажей весной 1996 г. частным лицам участков земли во Львове на ул. Базарной (быв. Госпитальная) под строительство торгового комплекса. Эти земельные участки находятся на территории бывшего еврейского кладбища, известного с 1414 г., окончательно разрушенного в 1947 г. В связи с жалобой, поданной представителями «Комитета по сохранению еврейского наследия», эта история получила широкую огласку.

Уже летом 1996 г. от посла Украины в США г-на Щербака поступила информация об отмене Конгрессом финансовой помощи Украине в размере 250 млн. долларов из-за нарушения ранее заключённых договорённостей. Речь шла о договоре, подписанном в марте 1994 г. между правительствами Украины и США «О сохранении культурного наследия». В нём, в частности, говорится: «Стремясь осуществить конкретные методы с целью дальнейшего утверждения принципов и целей Конвенции об охране мирового культурного и природного наследия 1972 г., относительно предметов культурного наследия жертв геноцида Второй мировой войны, договорились о следующем: 1. Каждая из Сторон употребит необходимые меры для охраны культурного наследия всех национальных, религиозных или этнических групп, которые проживали на её территории и были жертвами Второй мировой войны».

Трудно себе представить, каким образом правительство Украины собиралось выполнять данное соглашение, если уже в 1996 г. в протокольном отдела украинского МИДа его не нашли? По просьбе Ассоциации еврейских общин украинский текст договора был обнаружен в библиотеке Конгресса США и переслан в Киев по факсу. Для разрешения конфликта, возникшего из-за старинного еврейского кладбища Львова, в том же 1996 г. была создана специальная комиссия «Кучма-Гор», названная именами тогдащних президента Украины и вице-президента США. Работа комиссии во Львове, центре украинского радикализма, сопровождалась антисемитскими публикациями в местной прессе. Особое возмущение львовских властей вызвал факт передачи председателем Ассоциации еврейских общин Украины И. Зиссельсом списка из 57-ми объектов бывшей еврейской общинной собственности, с просьбой временно приостановить их приватизацию.

Если ранее, нежелание украинских чиновников сотрудничать в деле сохранения еврейской материальной культуры можно было объяснить их опасением потерять прибыль от выдачи разрешений на приватизацию. То после очередного конфликта с Львовской мэрией в марте 1998 г., связанного с разрушением фрагмента законсервированных руин древней синагоги «Золотая Роза», находившегося в синагогальном дворе на ул. И. Фёдорова, №27, стало понятно, что дело не только в алчности. Законные требования еврейских организаций сохранить еврейские памятники, в соответствии с националистическим мировоззрением, воспринимаются львовскими властями, как еврейская духовная экспансия. К сожалению, подобная идеологическая концепция становится всё более популярной среди местных украинских политиков.

Возвращаясь к поднятой в начале данного разговора теме о планах возведения гостиничного комплекса в старинном еврейском квартале, следует вспомнить аналогичную историю 20-ти летней давности о строительстве гостиницы «Золотой Лев» в ни менее древнем еврейском районе бывшего Краковского предместья Львова. Там тоже велись активные археологические раскопки. В начале 1990-ых гг. на месте предполагаемого строительства снесли несколько зданий и улиц, примыкавших ранее к легендарному Краковскому базару. Через 3 года строительные работы без объяснения причин были остановлены на нулевом цикле. В начале нового тысячелетия на исторических руинах устроили вещевой рынок «Добробут», который находится в т. ч. на пятне старинной синагоги Краковского предместья, известной с 1632 г.

Современные события вокруг строительства гостиниц на ул. И. Фёдорова разворачиваются по печально известному сценарию 20-ти летней давности. Как уже сообщалось, на интернет-ресурсе «Zaxid.net», конкурс на проект гостиницы никто проводить не собирается. Львовские археологи уже запустили руки в чрево 600-летнего еврейского квартала. Хотя они до сих пор не удосужились показать широкой общественности, что же они нашли два десятилетия назад под т. н. гостиницей «Золотой лев», а также во время раскопок, которые велись в 2006-2008 гг. на руинах древней синагоги «Золотая Роза». Результаты археологических исследований в старинных еврейских кварталах Львова, как и сам проект будущего гостиничного комплекса, скрыты от широкой общественности завесой многозначительной тайны. Можно предположить, что под административным покровом вынашиваются планы методичного уничтожения последних следов еврейского присутствия во Львове, до полного «юденфрай».

БЕН ЦИОН
Коментувати
[User Picture Icon]
From:lamed
Date:02 серпня 2009 10:41 (UTC)
(Link)
Не нужно искать идеологическую подоплеку под обычным дерибаном земли в центре города.
(Коментувати)
Top of Page Розроблено LiveJournal.com